Блог

Конкуренты Кодака: немного о Single 8

В СССР и России использовались (а некоторыми и продолжают использоваться :)) 8-мм любительские кинопленки с перфорацией обычной и Супер, в бобинах 2х8 или коаксиальных кассетах. Такая же ситуация с распространением форматов была и во всем мире – катушка 2х8 или кодаковская неразборная кассета (разборные, насколько мне известно, выпускались только в Советском Союзе). Однако, существует еще один вид 8-мм кассет (и собственно пленки) – Single 8

Эта разновидность кинопленки была выведена на рынок фирмой Фуджифильм (Fujifilm) в 1965 году в качестве альтернативы (и конкурента) кодаковской Супер 8. Перфорация в кинопленке Single 8 размерами полностью совпадает с Супер 8, соответственно, для проекции может использоваться один и тот же аппарат. Single 8 выпускалась на полиэстеровой основе, которая несколько тоньше ацетатной кодаковской, поэтому диаметр рулона у Фуджи меньше, чем у Супер 8 того же метража. Еще одно различие систем – в конструкции прижимной платы фильмового канала. Если в Супер 8 плата является конструктивной частью кассеты и сделана из пластмассы, то в Single 8 эта деталь входит в конструкцию камеры, изготовлена из металла и отполирована, что теоретически должно обеспечивать большую поперечную стабильность и плавность хода пленки в фильмовом канале, чем в кодаковской системе.


Фото - прижимная плата


Фуджифильмом выпускались две пленки в данном формате – обращаемые Fujichrome R25N (для дневного света, 25ASA) и Fujichrome RT200N (для искусственного освещения 3400К, 200ASA).

 

Фото - кассеты Фуджи

 

В 2009 г. фирма объявила о прекращении выпуска этой пленки и, соответственно, поддержки формата. RT200N перестали выпускать в мае 2010, R25 делали до марта 2012г. Обрабатывать эти пленки фирма прекратила в сентябре 2013г. Процесс обработки этих пленок включает смывание сажевого слоя, как это делается при проявлении негативных кинопленок, поэтому воспроизвести его в любительских условиях весьма сложно. Есть и черно-белая обращаемая Single 8 пленка – RetroX (200ASA), выпускаемая независимым производителем в Германии.


Камеры для Single 8


Фото камера Фуджи


В основном выпускались той же Фуджифильм, однако, приложили сюда руку и другие производители любительской аппаратуры - Single 8 камеры делали Canon, Elmo и Konica.  Форма кассеты позволяла делать камеры этого формата меньшей толщины, чем для Супер 8, также использовались другие решения для большей компактности, поэтому младшие продукты линейки камер Fuji буквально умещаются на ладони.

 

Фото Р1

 

Однако, ассортимент развивался и в сторону больших возможностей аппаратов – топовая камера фирмы Fujica ZC1000 позиционировалась как профессиональная. Сейчас цена этих камер может доходить до $3000 (сам видел на иБэе).

Так же, как и Kodak, японцы разработали аппаратуру и пленку для съемки с записью звука - продукт назывался Single 8 Sound. Расположение звуковых дорожек идентично таковому у Кодака. Были и автофокусные камеры.


Фото Р500AF

 

По итогам истории формата можно сказать, что на рынке он не только не составил достойной конкуренции Супер 8, но был весьма далек от коммерческого оборота кодаковского продукта. Однако, у него были и есть верные поклонники, плоды их деятельности периодически встречаются на YouTube.

 

Мне японский стандарт нравится больше обычного Супер 8 - для себя снимаю почти все на Single 8. Серьезное достоинство этих кассет - их можно использовать как многоразовые, т.е., перезаряжать Супер 8 пленкой на свой вкус, в такую кассету обычной пленки войдет около 12 метров. К тому же, подающая и приемная катушки в кассете несоосные, что полностью исключает заедание пленки при съемке - в советских многоразовых кассетах эта проблема не редкость.

 

Фото устройство кассеты, кассетный отсек камеры