Блог

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Старые пленки - как это "ничего нет"?!

По поводу предсказуемости в работе со старыми пленками - ну, и "гарантий", конечно))




Эта кассета была отснята еще во время оно как 100 единиц при номинале 32 - т.е. оператором был предусмотрен пуш +2.5, каковой пуш советские цветные пленки и при жизни-то не слишком хорошо переносили. Если бы не полустертая карандашная надпись на этикетке - пленка 200% была бы потеряна, т.к. при обычной методике обработки старья на ней бы ничего не было, оказалась бы прозрачной. И после нескольких часов тестов пришлось бы который раз объяснять заказчику ...ну вы же понимаете... да, платить все равно надо... и прочие тройные поклоны))

Но про кассеты Супер 8 хотя бы можно сказать, отсняты они или нет (в кадровом окне должно быть видно слово "эксп" на советских пленках и "exposed" на кодаках - если его нет, то, опять же, неизвестно, какая часть пленки отснята). С катушками 2х8 даже это не всегда можно точно установить. И тогда уже нельзя сказать о причине отсутствия изображения - то ли полная деградация эмульсии, то ли экстремальные пуши (не всегда сознательные - могли забыть переключить экспонометр на камере). Или предки просто сложили отснятые вместе с пустыми, не подписав, где что))

Кварц 1х8С-2 - моя первая камера

С чего начать, если нестерпимо захотелось снимать на Супер 8? В России практически каждый новый пользователь формата первым делом берет в руки "Кварц 1х8С-2" Красногорского механического завода. Камера эта - наиболее удачная попытка советской промышленности обеспечить гражданам возможность любительской съемки на 8мм кинопленку. ИМХО, ни до, ни после "Кварца" нашим производителям не удалось создать ничего, близкого по потребительским характеристикам к этому изделию.

Интерфейс камеры максимально прост и дружественен потребителю, однако, по результатам общения с кинолюбителями, особенно начинающими, я счел правильным написать небольшую статейку-инструкцию по данному продукту.

Технические характеристики камеры являются общедоступной информацией, тиражированной во множестве на разных интернет-ресурсах, поэтому отдельной таблицей я их приводить не буду.


Заводной механизм




Механизм камеры - с пружинным приводом. Получаем полную независимость от батареек, вдали от цивилизации - очень полезная опция. На полном заводе механизм протягивает около 2.5 метров пленки, что при скорости съемки 18 кадр/сек составляет около 33 сек.

 

Съемные части камеры

 

У камеры являются съемными транфокатор и пистолетная рукоятка.

 


 

Если снять эти детали, камера становится очень компактной и помещается в карман (при достаточной величине кармана :)). Фокусное расстояние встроенного объектива - 12.5 мм, что для 8мм является вполне приемлемым для съемки общего и среднего плана.

 

На резьбу для трансфокатора, при наличии соответствующих адаптеров, можно накрутить любые насадки - телевики, ширики, что делает объектив практически универсальным. Зарубежные коллеги приделывают к "Кварцам" анаморфирующие насадки.

 

Экспонометр

 

Камера снабжена автоматическим экспонометрическим устройством с TTL-замером, т.е., измеряется именно то количество света, которое воспринимается объективом. Экспонометр питается от двух батареек РХ-13 напряжением 1.3В. Сейчас такие батарейки добыть нелегко, однако - хорошая новость - они могут быть успешно заменены на цинк-воздушные батарейки для слуховых аппаратов напряжением 1.4В. Мною опытным путем установлено, что превышение напряжения на 0.2В не требует каких-либо коррекций при обработке пленки. По величине эти батарейки не подходят к батарейному отсеку камеры, наиболее простое решение - адаптировать их по месту с помощью кусочков поролона. Я делаю для этих целей силиконовые адаптеры.

 

Возможна также ручная установка диафрагмы, режимы переключаются специальной ручкой, М - ручной режим, А - автомат. При переключении с ручного на автомат должен раздаться негромкий щелчок. При ручном режиме для регулирования диафрагмы используется эта же ручка, стрелка экспонометра и шкала диафрагмы видны в видоискатель.


 

Установка светочувствительности пленки

 

Это вещь! - у большинства импортных камер чувствительность пленки вводится автоматически и, как правило, ограничивается значениями 25/100 ISO для дневного света и 40/160 ISO для искусственного освещения. Из этих значений в настоящее время можно найти лишь пленки 100 ISO, тогда как кодаковские 50D и 200T, а также 200D от AGFA будут отсняты не совсем корректно. "Кварц" же является в этом роде уникальной камерой (если учитывать его стоимость и доступность) - упомянутые пленки можно правильно отснять на автомате. Можно также снимать на всякую экзотику вроде просрочки - ЦО-50 и Kodachrome 40 ставим как 25 и 12, т.к. с прошедшими десятилетиями хранения чувствительность пленок сильно падает.

Чувтвительность пленки выбирается ручкой на правой стороне камеры

 


 

Соответствие положений рукоятки и значений ISO пленки:

-2 - 200

-1 - 100

 0 - 50

+1 - 25

+2 - 12

 

Встроенный светофильтр

 


 

Камера имеет встроенный коррекционный светофильтр (аналогичный 85-му фильтру) для съемки на пленку, сбалансированную для искусственного света (с индексом Т), при дневном освещении. Нужное значение фильтра совмещаем с точкой на корпусе камеры. Если солнышко - фильтр введен, лампочка - выведен. Таким образом, при съемке на улице, если пленка Т (tungsten) - ставим солнышко, если D (daylight) - лампочку.

 

Скорости съемки


Камера снимает со скоростями 8 - 12 - 18 - 24 - 32 кадра в секунду. Для Супер 8 нормальной будет скорость 18 кадр/сек - и мерцание на приемлемом уровне, и расход пленки не слишком велик. Меньшие скорости - для съемки в условиях пониженной освещенности, большие - для большей плавности картинки и slow-motion, т.е., для "замедленной съемки".

 

Что в видоискателе

 

В видоискателе видим: шкалу диафрагмы со стрелкой экспонометра, кольцо с микропризмами для наводки на резкость и подвижный клин, указывающий на наличие или отсутствие протяжки пленки. Насчет последнего - если механизм протягивает пленку, клин движется вверх-вниз, если клин застыл на месте - пленка кончилась, или ее заело в кассете.

 

Счетчик пленки

 

На задней поверхности камеры - окошко счетчика пленки, считает от 15 до 0. При окончании пленки в кассете, помимо значения "0" на счетчике, звук механизма станет боле высоким, а клин в видоискателе прекратит двигаться.

 

Покадровая съемка

 

Камера позволяет проводить покадровую съемку, что полезно при съемке мультиков, а также для цейтраферной съемки - когда действие на экране значительно ускорено в сравнении с реальным процессом (смена времени суток, появление бабочки из кокона, распускающийся цветок). Для такой съемки справа от пусковой кнопки имеется гнездо для фототросика


 

При покадровой съемке выдержка в любом случае будет 1/20 сек, что близко к частоте съемки 8 кадр/сек (1/19 сек), поэтому для съемки на автомате целессобразно установить именно такую частоту.

Курс молодого бойца: боеприпасы

В любительской киносъемке обычно используются 8-мм, супер 8 и 16-мм кинопленки. Есть, конечно, такие любители, кто снимает и на 35-мм кинопленку - но такая аппаратура довольно тяжела, а пленка дорогая, если сравнивать по единице экранного времени с узкими пленками. Также из экзотики можно припомнить 9,5-мм кинопленку Pathe. Может быть, про нее как-нибудь отдельно напишу, а пока остановимся на первых трех типах.

Любительские кинопленки прошлого были обращаемыми, т.е. образующими позитивное изображение после проявления. Таким образом исключался этап копирования в позитив, что обычному любителю сделать было бы затруднительно. В наше время это не так актуально, поскольку можно, оцифровав изображение с пленки, сделать "обращение" в видеоредакторе.

 

16-мм пленка

 

Фото 16мм

Появилась на рынке в 1923 году благодаря усилиям компании Кодак. С самого начала разрабатывалась как любительская. Появлению ее предшествовали многие годы экспериментов и конкурентной борьбы за любительский рынок, основными участниками этой борьбы в конце концов стали фирмы Пате и Кодак. Целью было сделать пленку как можно меньше, не потеряв в качестве изображения. Результат очевиден - Кодак здравствует и поныне, Пате остался лишь в истории. Кодак поглотил французскую компанию, после чего прекратил работы над ее форматами пленки (хотя формат 17,5 мм был чрезвычайно популярен в Европе перед Второй мировой войной)

 

16-мм кинопленка может быть с односторонней или двусторонней перфорацией.

 

Фото перфораций

 

Сначала выпускалась пленка только с двусторонней перфорацией, потом, с появлением звукового кино, один ряд перфораций был убран, чтобы освободить место для звуковой дорожки (которая могла быть магнитной или оптической). Теперь 16-мм пленка с односторонней перфорацией используется в аппаратуре Супер 16 - где площадь кадра увеличена за счет второго ряда отверстий. 

Размер кадра 16-мм пленки - 10,26х7,49 мм, Супер 16 - 12,52х7,41 мм.

 

8-мм пленка

 

Породил ее все тот же Кодак в 1932 году. Сделали просто - перфорировали 16-мм пленку в два раза чаще.

 

Фото 8мм обычная

 

Эта пленка двусторонняя - сначала экспонируется одна сторона, затем катушки переворачиваются - и снимается вторая (2х8 мм). После обработки такая пленка специальным резаком распускается на две ленты по 8 мм, которые затем склеиваются последовательно.  

 

Фото пленка в резаке

 

Выпускалась и пленка 1х8 мм - использовалась она в миниатюрных камерах 50-60-х годов. Наиболее известные из этих камер - советская "Экран" и американская Bolsey. Под пленку 2х8 выпускалось большое количество самых разных камер во всем мире. Российские пользователи вооружены обычно камерами семейства "Кварц" 2х8 Красногорского завода.

Размер кадра 8-мм пленки - 4,5х3,3 мм

 

Супер 8

 

Надо же, опять Кодак. Стремление увеличить площадь кадра привело к появлению в 1965 году формата Супер 8 - размер перфорационных отверстий был уменьшен, несколько изменено соотношение сторон кадра. Удалось получить кадрик размером 5,79х4,01 мм. В те же времена была разработана и кодаковская кассета, без конструктивных изменений дошедшая до наших дней. В 1973 году Кодак выпустил звуковую Супер 8 пленку с магнитной дорожкой в специальных кассетах с двумя окошками - кадровым окном и выемкой для магнитной головки. В звуковую камеру можно заряжать "немые" кассеты, наоборот сделать не удастся - звуковая кассета несколько больше.

 

Фото пленка + кассета.

 

Эти кассеты сразу облегчили зарядку камеры обычным потребителям, что вызвало всплеск любительской киносъемки и потянуло за собой очень интенсивное развитие соответствующей аппаратуры. Кодак обеспечивал хороший сервис - по всем США и многим странам мира работали проявочные лаборатории компании, быстро выдававшие клиенту готовое "home video"

 

Фото устройство кассеты. 

 

СССР и страны СЭВ приняли кодаковские стандарты - наша промышленность выпускала 16-мм, 8-мм с обычной перфорацией и Супер 8 пленки. Также в производстве была совершенно уникальная для отрасли вещь - разборная многоразовая Супер 8 кассета КС-8. Избалованный сервисом западный потребитель такого бы не понял, о выпуске многоразовых кассет за рубежом мне ничего не известно. Однако, сейчас у наших иностранных коллег советские кассеты пользуются большой популярностью - т.к. дают свободу выбора вида и метража пленки. Есть и недостатки - при самостоятельной зарядке нередки заедания пленки в наших кассетах.

Существует и пленка 2хСупер 8 - принцип тот же, что и у 2х8, пленка режется вдоль после проявления.

 

Фото КС-8

 


 

 

 

 

Конкуренты Кодака: немного о Single 8

В СССР и России использовались (а некоторыми и продолжают использоваться :)) 8-мм любительские кинопленки с перфорацией обычной и Супер, в бобинах 2х8 или коаксиальных кассетах. Такая же ситуация с распространением форматов была и во всем мире – катушка 2х8 или кодаковская неразборная кассета (разборные, насколько мне известно, выпускались только в Советском Союзе). Однако, существует еще один вид 8-мм кассет (и собственно пленки) – Single 8

Эта разновидность кинопленки была выведена на рынок фирмой Фуджифильм (Fujifilm) в 1965 году в качестве альтернативы (и конкурента) кодаковской Супер 8. Перфорация в кинопленке Single 8 размерами полностью совпадает с Супер 8, соответственно, для проекции может использоваться один и тот же аппарат. Single 8 выпускалась на полиэстеровой основе, которая несколько тоньше ацетатной кодаковской, поэтому диаметр рулона у Фуджи меньше, чем у Супер 8 того же метража. Еще одно различие систем – в конструкции прижимной платы фильмового канала. Если в Супер 8 плата является конструктивной частью кассеты и сделана из пластмассы, то в Single 8 эта деталь входит в конструкцию камеры, изготовлена из металла и отполирована, что теоретически должно обеспечивать большую поперечную стабильность и плавность хода пленки в фильмовом канале, чем в кодаковской системе.


Фото - прижимная плата


Фуджифильмом выпускались две пленки в данном формате – обращаемые Fujichrome R25N (для дневного света, 25ASA) и Fujichrome RT200N (для искусственного освещения 3400К, 200ASA).

 

Фото - кассеты Фуджи

 

В 2009 г. фирма объявила о прекращении выпуска этой пленки и, соответственно, поддержки формата. RT200N перестали выпускать в мае 2010, R25 делали до марта 2012г. Обрабатывать эти пленки фирма прекратила в сентябре 2013г. Процесс обработки этих пленок включает смывание сажевого слоя, как это делается при проявлении негативных кинопленок, поэтому воспроизвести его в любительских условиях весьма сложно. Есть и черно-белая обращаемая Single 8 пленка – RetroX (200ASA), выпускаемая независимым производителем в Германии.


Камеры для Single 8


Фото камера Фуджи


В основном выпускались той же Фуджифильм, однако, приложили сюда руку и другие производители любительской аппаратуры - Single 8 камеры делали Canon, Elmo и Konica.  Форма кассеты позволяла делать камеры этого формата меньшей толщины, чем для Супер 8, также использовались другие решения для большей компактности, поэтому младшие продукты линейки камер Fuji буквально умещаются на ладони.

 

Фото Р1

 

Однако, ассортимент развивался и в сторону больших возможностей аппаратов – топовая камера фирмы Fujica ZC1000 позиционировалась как профессиональная. Сейчас цена этих камер может доходить до $3000 (сам видел на иБэе).

Так же, как и Kodak, японцы разработали аппаратуру и пленку для съемки с записью звука - продукт назывался Single 8 Sound. Расположение звуковых дорожек идентично таковому у Кодака. Были и автофокусные камеры.


Фото Р500AF

 

По итогам истории формата можно сказать, что на рынке он не только не составил достойной конкуренции Супер 8, но был весьма далек от коммерческого оборота кодаковского продукта. Однако, у него были и есть верные поклонники, плоды их деятельности периодически встречаются на YouTube.

 

Мне японский стандарт нравится больше обычного Супер 8 - для себя снимаю почти все на Single 8. Серьезное достоинство этих кассет - их можно использовать как многоразовые, т.е., перезаряжать Супер 8 пленкой на свой вкус, в такую кассету обычной пленки войдет около 12 метров. К тому же, подающая и приемная катушки в кассете несоосные, что полностью исключает заедание пленки при съемке - в советских многоразовых кассетах эта проблема не редкость.

 

Фото устройство кассеты, кассетный отсек камеры

16-мм кинокамеры на каждый день

Хотя 16-мм техника компактнее 35-мм, все-таки даже эти камеры довольно тяжелы - в путешествии "Красногорск" или "Болекс" будут серьезной обузой, особенно в авиаперелете - они могут серьезно увеличить вес багажа. К тому же, большинство 16-мм камер заряжаются 30-метровой катушкой пленки. Такая катушка, во-первых, снижает оперативность перезарядки камеры - зарядный конец пленки приходится укладывать вручную, контролируя надежность сцепления с приемной катушкой; во-вторых, если камера заряжается "на коленке", есть возможность уронить катушку и потерять пленку, даже не сняв ничего толком. И, наконец, 30-метровка неудобна при самостоятельной проявке в бачке типа УПБ, наиболее распространенном у нас (да и во всем мире тоже) - емкость катушки бачка 15 метров, т.е., 30-метровку придется либо резать пополам, либо перегибать в середине и укладывать сдвоенной. К тому же, если начали снимать 30-метровку, прервать съемку и сменить тип пленки не удастся - только добить катушку до конца.

То есть, хорошо бы нам иметь небольшую 16-мм камеру с кассетной зарядкой и емкостью в пределах 15 метров. Знакомьтесь - камеры семейства Bell&Howell 200 / Киев-16С (кассетные 16-мм камеры делали также Revere и Keystone, но они в природе встречаются гораздо реже)


Фото ВН и Киев

 

Первое упоминание о кассетной камере типа B&H 200 мне удалось найти от 1934 года, Википедия ссылается на журнал Popular Mechanics. В 50-60-х годах копии B&H - "Киев-16С-2 и -3" выпускались киевским заводом "Арсенал".

B&H были разные - с одним объективом и турелями на два и три объектива, "Киевы" делали только с турелью на два объектива. В комплекте с "Киевом" были объективы с фокусным расстоянием 20 и 50 мм 


Фото объективов


Советские умельцы модифицировали "Киевы-16С" - устанавливали самодельные турели на три объектива, третьим ставили обычно чешский объектив на 12.5 мм от камеры "Меопта"


Привод этих камер пружинный - т.е., аппарат энергонезависимый, батарейки в походе не сядут.


Заряжаются такие камеры металлической разборной кассетой емкостью 15 метров. Оригинальная американская кассета могла быть заряжена только 16-мм пленкой с двусторонней перфорацией, такой же кассетой комплектовались "Киевы-16С-2". А вот для С-3 на "Арсенале" немного переработали кассету, в нее можно заряжать пленку как с односторонней, так и с двусторонней перфорацией. В инструкции к С-3 сказано, что кассеты для С-2 и С-3 не взаимозаменяемы, однако, я по-всякому сочетал камеры и кассеты и никаких проблем не заметил - все нормально работает. Приятная фича - счетчик пленки находится в самой кассете, это очень удобно - можно видеть, сколько "чистой" пленки осталось в каждой из кассет. Есть и недостаток у этих кассет - заедание пленки не редкость, правда, скорее это связано не с конструкцией кассеты, а с ее исправностью. И с руками заряжающего, конечно :) 


Фото кассеты


В США и Европе, как водится, потребителя сильно не нагружали - кассеты продавались уже заряженными различными пленками, и принимались для обработки в фирменные лаборатории Кодака. Кассеты, кстати, потребителю не принадлежали - на них выбиты надписи "property of Kodak", а то и вообще "property of U.S. government" - система B&H 200 использовалась для государственных нужд.


Фото кассеты США


Советский же сервис был ненавязчив, промышленность тоже особенно не дружила с массовым потребителем - поэтому владельцу "Киева" пожизненно полагались три кассеты из комплекта камеры (ну, и то, что удавалось купить с рук), которые он должен был самостоятельно заряжать пленкой. Поскольку с руками у советских людей все было в порядке, проблем это не вызывало. К тому же, комплект включал в себя специальную коробку для зарядки пленки на свету (точнее, на свету проводилась только укладка пленки в механизм кассеты)


Фото коробки 


Эта коробка может быть с успехом заменена пищевой фольгой - рулон пленки в фольге, зарядный кончик снаружи:


Фото в фольге 


Частота съемки у этих камер регулируется. Можно снимать 16-24-32-48-64 кадров в секунду. Также есть возможность покадровой съемки.


Фото регулятора


Еще одно отличие "Киева" от B&H - наличие удобной пистолетной рукоятки. Надо сказать, вопрос эргономики в американской камере решен весьма посредственно, с рукояткой гораздо удобнее. К тому же, ручка для переноски на "Киеве" сверху, к ее петлям можно прицепить плечевой ремень, B&H  и этого достоинства лишен


Фото ремня


Киев весит 2 кг, американцы примерно столько же, плюс-минус количество объективов.


В общем, очень удачная конструкция кинокамеры, я такими пользуюсь с превеликим удовольствием, если в поездках снимать 16 мм - незаменимая вещь...