Блог

16-мм кинокамеры на каждый день

Хотя 16-мм техника компактнее 35-мм, все-таки даже эти камеры довольно тяжелы - в путешествии "Красногорск" или "Болекс" будут серьезной обузой, особенно в авиаперелете - они могут серьезно увеличить вес багажа. К тому же, большинство 16-мм камер заряжаются 30-метровой катушкой пленки. Такая катушка, во-первых, снижает оперативность перезарядки камеры - зарядный конец пленки приходится укладывать вручную, контролируя надежность сцепления с приемной катушкой; во-вторых, если камера заряжается "на коленке", есть возможность уронить катушку и потерять пленку, даже не сняв ничего толком. И, наконец, 30-метровка неудобна при самостоятельной проявке в бачке типа УПБ, наиболее распространенном у нас (да и во всем мире тоже) - емкость катушки бачка 15 метров, т.е., 30-метровку придется либо резать пополам, либо перегибать в середине и укладывать сдвоенной. К тому же, если начали снимать 30-метровку, прервать съемку и сменить тип пленки не удастся - только добить катушку до конца.

То есть, хорошо бы нам иметь небольшую 16-мм камеру с кассетной зарядкой и емкостью в пределах 15 метров. Знакомьтесь - камеры семейства Bell&Howell 200 / Киев-16С (кассетные 16-мм камеры делали также Revere и Keystone, но они в природе встречаются гораздо реже)


Фото ВН и Киев

 

Первое упоминание о кассетной камере типа B&H 200 мне удалось найти от 1934 года, Википедия ссылается на журнал Popular Mechanics. В 50-60-х годах копии B&H - "Киев-16С-2 и -3" выпускались киевским заводом "Арсенал".

B&H были разные - с одним объективом и турелями на два и три объектива, "Киевы" делали только с турелью на два объектива. В комплекте с "Киевом" были объективы с фокусным расстоянием 20 и 50 мм 


Фото объективов


Советские умельцы модифицировали "Киевы-16С" - устанавливали самодельные турели на три объектива, третьим ставили обычно чешский объектив на 12.5 мм от камеры "Меопта"


Привод этих камер пружинный - т.е., аппарат энергонезависимый, батарейки в походе не сядут.


Заряжаются такие камеры металлической разборной кассетой емкостью 15 метров. Оригинальная американская кассета могла быть заряжена только 16-мм пленкой с двусторонней перфорацией, такой же кассетой комплектовались "Киевы-16С-2". А вот для С-3 на "Арсенале" немного переработали кассету, в нее можно заряжать пленку как с односторонней, так и с двусторонней перфорацией. В инструкции к С-3 сказано, что кассеты для С-2 и С-3 не взаимозаменяемы, однако, я по-всякому сочетал камеры и кассеты и никаких проблем не заметил - все нормально работает. Приятная фича - счетчик пленки находится в самой кассете, это очень удобно - можно видеть, сколько "чистой" пленки осталось в каждой из кассет. Есть и недостаток у этих кассет - заедание пленки не редкость, правда, скорее это связано не с конструкцией кассеты, а с ее исправностью. И с руками заряжающего, конечно :) 


Фото кассеты


В США и Европе, как водится, потребителя сильно не нагружали - кассеты продавались уже заряженными различными пленками, и принимались для обработки в фирменные лаборатории Кодака. Кассеты, кстати, потребителю не принадлежали - на них выбиты надписи "property of Kodak", а то и вообще "property of U.S. government" - система B&H 200 использовалась для государственных нужд.


Фото кассеты США


Советский же сервис был ненавязчив, промышленность тоже особенно не дружила с массовым потребителем - поэтому владельцу "Киева" пожизненно полагались три кассеты из комплекта камеры (ну, и то, что удавалось купить с рук), которые он должен был самостоятельно заряжать пленкой. Поскольку с руками у советских людей все было в порядке, проблем это не вызывало. К тому же, комплект включал в себя специальную коробку для зарядки пленки на свету (точнее, на свету проводилась только укладка пленки в механизм кассеты)


Фото коробки 


Эта коробка может быть с успехом заменена пищевой фольгой - рулон пленки в фольге, зарядный кончик снаружи:


Фото в фольге 


Частота съемки у этих камер регулируется. Можно снимать 16-24-32-48-64 кадров в секунду. Также есть возможность покадровой съемки.


Фото регулятора


Еще одно отличие "Киева" от B&H - наличие удобной пистолетной рукоятки. Надо сказать, вопрос эргономики в американской камере решен весьма посредственно, с рукояткой гораздо удобнее. К тому же, ручка для переноски на "Киеве" сверху, к ее петлям можно прицепить плечевой ремень, B&H  и этого достоинства лишен


Фото ремня


Киев весит 2 кг, американцы примерно столько же, плюс-минус количество объективов.


В общем, очень удачная конструкция кинокамеры, я такими пользуюсь с превеликим удовольствием, если в поездках снимать 16 мм - незаменимая вещь...